22.12.2017 vetas

Метод №47: синквейн

Я очень люблю ограничения в творческой работе. Их можно использовать, обходить, игнорировать или преодолевать, получая в каждом случае совершенно новые решения. И, конечно, не мог не поделиться с вами одним из самых простых и потрясающих по своей эффективности инструментов, построенном на ограничениях — синквейном.

Синквейн — это пятистрочный нерифмованный стих созданный по определённым правилам с использованием ограничений.

Для разминки предлагаю посмотреть фрагмент телепередачи «Утро с вами» о дидактическом синквейне, который активно используется методистами и преподавателями в школах и ВУЗах, в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, а также для оценки понятийного и словарного багажа учащихся.

А теперь ещё немного информации о синквейне.

Как составить?

Дидактический синквейн появился в Американских школах и был основан не на слоговой зависимости, а на содержании и синтаксисе каждой его строки. В ролике, который вы посмотрели (я надеюсь на это), говорится из чего состоит именно дидактический синквейн:

  • Первая строка — одно слово, обычно существительное или местоимение — тема синквейна, то, о чём пойдет речь
  • Вторая строка — два прилагательных или причастия, описывающих признаки и свойства темы синквейна
  • Третья строка — три глагола или деепричастия, описывающие характерные действия объекта
  • Четвертая строка — предложение из четырёх слов о теме синквейна
  • Пятая строка — одно слово, обычно существительное, характеризующее суть темы

Какие бывают?

  1. Традиционный. Состоит из пяти строк со слоговой структурой 2—4—6—8—2
  2. Обратный (Реверсивный)со слоговой структурой 2—8—6—4—2
  3. Зеркальный. Состоит из традиционного и обратного.
  4. Бабочка. Девять строк со слоговой структурой 2—4—6—8—2—8—6—4—2
  5. Корона. Это 5 традиционных синквейнов, образующих завершенное произведение.
  6. Гирлянда. Аналог венка сонетов. Состоит из короны и ещё одного синквейна, в котором первая строка взята из первого синквейна короны, вторая из второго, и т.д.

Для чего использовать?

  • Позволяет находить в массиве информации наиболее существенные элементы
  • Учит делать выводы и кратко их формулировать
  • Помогает быстро и правильно высказать свое мнение
  • Развивает способности к анализу
  • Можно использовать как игру
  • Позволяет находить далёкие ассоциации при работе в группах

Пример про креативность

Дидактический

Креативность.
Постижимая. Неизвестная.
Расширяет. Вдохновляет. Околдовывает.
Она вокруг тебя всегда.
Многогранность.

Классический 2—4—6—8—2

Творец.
Глядит кругом.
Выискивает цель.
Внезапно озаренный ею.
Кричит.

Полезные ссылки

Сайт про синквейны
Книга Уве Техт: Голдратт и теория ограничений
Книга Кимура Ханако: Хайку. Поэтические раскраски

Tagged: , , , , , ,