11.06.2020 vetas

Три вопроса о креативности, 26

Сегодня в гостях у креативности человек-скала — эксперт в области креативного мышления, эвристики и новых форм образования. В прошлом креативный директор, инструктор по боевой подготовке, творческий наставник сотен персоналий в индустрии. Он запускал онлайн-школу Bang Bang Education, руководил Экспертным центром Universal University, был автором учебных программ для Британской Высшей Школы Дизайна. Он не только может вырубить, но и отлично врубает. Встречайте Дмитрия Карпова.

Даже страшно спрашивать, что же думает о креативности Дмитрий. Потому что ходят слухи, что Дмитрий — это и есть креативность.

Но я не опускаю рук и попробую разобраться с помощью своих фирменных вопросов и моего разностороннего воображения в этом всём. Поехали.

I
— Дима, привет! Расскажи, что ты понимаешь под термином «креативность»?

— Ветас, привет!

Креативность — это эволюционное приобретение нашего мышления, стремление, потребность, возможность извлекать пользу из сочетаний существующих обстоятельств, материалов, инструментов.

Первый креативщик — это гейдельбергский человек придумавший копье, сочетание древка и прикрепленного к нему осколка камня, комбинация разных свойств материалов. Материал — это материя, креативность смотрит на материю как на потенциал. Первичное свойство слова «материя» — конкретная древесина из которой можно создать греческий корабль.

Так креативность на всё смотрит как на объект комбинирования, потенциальных функций и получения новых свойств и новой пользы. Креативность — способность извлекать новую пользу, благо из сочетаний и комбинаций существующих объектов. В русском языке это понятие обособленное от латинского и не является прямым значением творчества.

Творчество про выгоду внутри, для себя. Креативность про выгоду снаружи.

Творчество позволяет получать субъективную пользу, выгоду для себя, внутреннее удовлетворение автора творческим актом. Креативность объективна, она измерима, позволяет получать выгоду, капитал, пользу, благо во внешней среде. Креативность про выгоду снаружи. Но эффективна именно комбинация этих разных способностей к креативности деятельности и творчеству мышления.

II
— Опиши свои любимые приёмы и методики поиска решений сложных задач?

Креативность практична. Психолог Борис Теплов выделял практическое мышление, мышление профессионала, то есть ты не размышляешь, не теоретизируешь процесс, а начинаешь предпринимать действия и по характеру получаемых результатов принимаешь решения, ты уже решаешь сложную задачу и сам процесс работы тебя снабжает новыми идеями.

Мне кажется это разумным и рациональным, стремление отдельных людей всюду наклеить цветные стикеры некоторых предварительных гипотез, которые на проверку оказываются такой жгучей банальностью, которую человек способен обработать в своей голове даже не задумываясь отбросить лишнее и предположить за пару минут, что попробовать на практике, чтобы быстрее достигнуть хоть какого-нибудь результата кроме красивой стены оклеенной стикерами, хотя в больших командных проектах это неизбежность.

У меня есть прием Taskmaster, отдельный метод, который я использую лет десять в сотнях разных проектов и учебных активностях. Метод прост — по проблеме которую надо решить придумываются отдельные практики, зачастую даже не связанные буквально с областью проблемы, но быстрое их решение помогает команде или человеку войти в хороший интеллектуальный тонус для начала практической работы над проблемой.

Ты час решаешь разные задачи не связанные с целью, но твой мозг уже воспринимает это как начало серьезной работы и включает нужные нейронные связи, активирует не самые привычные комбинации мыслительной деятельности и творчества, а когда приходит время серьезно взяться за цель — мышление уже полностью готово делать самые смелые умозаключения.

Нашему мозгу все равно, он получает одинаковые сигналы от креативных заданий, разнообразия творческих спринтов, игровых практик и от реальных жизненных обстоятельств, он реагирует адекватно сигналу, если его «простимулировать» серией вызывающих удивление, вдохновение и веселие задач, которые еще и азартны, то он ответит готовностью позже решать любые задачи.

Об этом много писал еще сто лет назад русский инженер Петр Энгельмейер, проводил опыты. Тут главное интересно придумать практики, у меня их уже за тысячу разных, последний раз я их пересчитывал пять лет назад и было за пятьсот, часть из них перекликается с существующими в дизайн среде, маркетинге или инженерном проектировании, а часть — предмет моей личной гордости.

Люблю метод «Нереальной паники», когда условие задачи сжимается и ставится нереальное условие на её выполнение. Например, показать работающее решение за двадцать минут, а по результатам просто отстранять участников не способных на демонстрацию результата и решение.

Вдруг, оказывается, что умение браться за заведомо нереальную задачу приводит мозг, мышление, в особое состояние, человек интуитивно отбрасывает лишнее, сложное, недомысленное и «просто находит» решение.

Тут важно понимать как работает у человека в мозгу Ретикулярная формация, как она возбуждается, реагирует, регулирует работу коры, как подключается СПРРМ, также известная в науке как нейронная сеть оперативного покоя, DMN в английских материалах. Новые области понимания творческой, креативной работы и ее механизмов. Тут важна и организация креативной сессии и умение вдохновлять людей, настраивать процессы, влиять на настроение. Умение создавать полезный стресс.

Мышление — это тоже адаптация на стресс. Это главное в понимании эволюционного значения креативности. Но важнейший фактор успеха креативного мышления — внимание к интуитивному и умение «подкормить» подсознание.

Мой любимый метод — «Надо решить сложную задачу? Так сиди и решай. Ходи и решай. Лежи и решай. Спи и решай. Умение не отвлекаться от работы это 80% успеха в работе».

III
— Представь, что мы живем в мире, где каждая нереализованная идея становится новым и опасным вирусом. А ты главврач планеты. Что посоветуешь людям?

Стоит заниматься нереализованными идеями и проектами гуманитарной культуры, просвещения и образования.

Современный мир переживает кризис культурный, кризис уклада жизни, когда очевидно, что сама мировая система управления, целеполагания трещит по швам и надрывается, что человека снова оставили одного наедине с собой, а он утопил свое сознание в социальных сетях и виртуальности и не замечает как его мозг уже передал функции памяти поиску в сети.

Нужно придумывать и запускать. Придумывать и запускать. Придумывать новые производства, новые способы эффективности труда и производства. Банальную вещь скажу — надо реализовывать новые идеи в энергетике, в том числе развивать эффективность производства продуктов питания человека, эффективность производства всего, что потребляет любую энергию, но питание это тоже энергетика и пересматривать перераспределение знания.

Самое важное сейчас — это контролировать равный доступ человечества, разных стран, народов, социальных групп к знанию. Знание — это ресурс за который ведется настоящая, незаметная многим война. Пусть это звучит страшно, но эта война неизбежна, очевидна и мы пока в этих процессах далеко не победители. Нужно придумывать новые механизмы доступности знания и его накопления для всех и каждого на нашей планете. Давайте завершим на максимальном пафосе — но это так.

— Спасибо, Дима. Надеюсь, мои читатели пойдут решать свои задачи всеми доступными способами. Прямо сейчас же.

p.s.: в гостях у креативности был Дмитрий Карпов, все регалии которого можно публиковать отдельным постом.

p.p.s.: Сейчас он развивает собственный проект в фейсбук Carpэ Diэm, в котором помогает деятельным людям из различных индустрий справляться с состоянием кризиса и творческими ограничениями в проектах, в восприятии себя, своей роли в профессии и в жизни.

p.p.p.s: Подписывайтесь на Дмитрия в facebook, смотрите его лекции на youtube, следите за каналом «Дизайн-снайпер» в телеграме.

Tagged: ,