Уолт Дисней — один из самых креативных гениев современности. Совместно с братом Роем они создали одну из крупнейших медиа-империй в истории человечества. Уолт отвечал за креатив, а Рой за операционную деятельность компании, и со своими ролями они справились великолепно!
Не удивительно, что у Уолта была своя собственная методика решения творческих задач, которую он активно использовал. Единственный момент — он никак её не называл. Метод и название «мыслительные стулья» или «стулья Диснея» придумал намного позже Роберт Дилтс, вдохновившись работой Уолта.
Как это работает?
При решении задач вы представляете себя в разных ролях — мечтателя, реалиста и критика. При этом надо физически перемещаться в разные помещения для работы с отдельной ролью. Со временем перемещение из помещения в помещение может сократиться до перемещения со стула на стул, и финальной трансформацией станет переход к полностью мысленному перемещению, где вы можете представлять себя сидящим на том или ином стуле.
Метод трёх мыслительных стульев очень похож на метод шести шляп де Боно, не находите?
Рассмотрим стулья подробнее
Стул мечтателя
Первым делом садитесь на стул мечтателя, так как именно эта роль даёт безграничные просторы и позволяет фантазировать. Именно на нём вам предстоит создавать самые фантастические и невероятные образы, играть разнообразными возможностями и невозможностями, переворачивать видение с ног на голову, «абсурдить», сочетать несочетаемое, никаких ограничений нет, кроме одного — быть серьёзным и логичным нельзя.
Стул реалиста
Здравый смысл и прагматика — вот ваши инструменты на стуле реалиста. Задача реалиста — развить фантастические идеи мечтателя, попытаться понять, что из всех фантазий мечтателя можно использовать, постараться найти новые рациональные решения. Рассматривать всё подробно, быть серьёзным и логичным.
Стул критика
И в финале — вы садитесь на стул критика. Это сделать легче всего, эта роль знакома многим в обычной жизни — подвергнуть беспощадной критике все предложенные идеи. Это мы все можем без обучения… Но поучиться этой роли я всё-таки советую, так как вам придётся задавать себе разного рода сложные вопросы: Что скажет потребитель, если столкнётся с этим в жизни? Как мы это будем производить? Это вообще можно произвести сегодня? Какие риски выбранного решения самые видимые? Какие подводные камни? И так далее.
Главное правило, и с чего же начать?
Начните с вопроса на который вы хотите получить ответ и реквизита — попробуйте начать если не с трёх разных помещений, то хотя бы с трёх разных стульев. Постарайтесь выделить на метод минимум два часа, по 35 минут на один стул и 5 минут перерыв между стульями. Записывайте всё на бумагу, или пишите аудио/видео, если работаете в группе. В течение работы над проектом вам придётся посидеть на всех стульях и испытать все роли — это самое главное правило. Стулья можно менять, но когда Вы заканчиваете работу над проектом, лучше всего сидеть на стуле реалиста.
Альтернативы есть?
— Групповое использование
— «Один стул — один день»
— Несколько циклов пересадок
Минусы
— время, вы не знаете когда вас «прорвёт»
— качество — всегда разное, зависит от участников
— большой объём общения
Хотите решить сложную задачу этим методом? Напишите мне на почту, если ничего не получается. Я помогу. Спасибо!
Что посмотреть и почитать?
— Уникальный короткометражный фильм «Destino», выпущенный в 2003 году студией Walt Disney в сотрудничестве с Сальвадором Дали. Фильм уникален тем, что его производство началось в 1945 году, и только через 58 лет проект был завершён. Два великих имени, один шедевр.
— Уолт на Луркоморье
— Николай Надеждин: Уолт Дисней: «Все это было начато одной мышью»
— А можно так — утром стулья, а вечером — деньги?
— Можно! Но деньги — вперёд!