21.05.2020 vetas

Модель креативности 4С

В 2009 году Джеймс К. Кауфман и Рональд Бегетто представили свою модель творчества, «четырёхмерную».

Четыре уровня креативности

• mini-C («трансформационное обучение», включающее «личностно-значимые интерпретации переживаний, действий и прозрений»),

• little-C (повседневное решение проблем и творческое выражение),

• Pro-C (профессиональная или профессионально-творческая реализация, не обязательно выдающаяся)

• Big-C (серьёзное открытие в определённой области, чаще всего значимость которого трудно недооценить).

Красивая модель, простая и красивая. Подчёркивает важность развития компетенций, как ключевого компонента для реализации Big-C. Авторы утверждают, что создали основу для анализа творческих процессов у людей.

После появления «Four C», некоторые ученые и исследователи творчества, «пошли вразнос». Так, Маргарет Боден, профессор когнитивных наук университета Сассекса, поделила творчество на h-творчество (историческое) и p-творчество (личное).

Вопрос, который возник у меня при изучении модели: какой вид творчества позволит совершить скачок с mini-C сразу в Big-C? Согласитесь, вы тоже подумали о возможности таких случаев?

Так вот, моё дополнение модели «Four C» до модели «Four C+» состоит в ХЗ-творчестве. Я что-то сделал и получилось сразу круто и значимо для всех, но я так и не понял, как это произошло. Это, конечно же, шутка.

Пример модели на кроликах

Картинку дёрнул из одного арабского исследования креативности.
Картинку дёрнул из одного арабского исследования креативности. Ссылку уже не вспомню.

Итого

Мы каждый день пользуемся mini-C стараясь сделать что-нибудь в формате little-C, порой называя little-C не иначе как Big-C, немногие из нас развивают себя до Pro-C, и лишь единицы создают настоящую Big-C.

На мой взгляд, mini-C — это доказательство того, что некреативных людей нет, а Big-C — это и есть реализация Достойной Цели, о которой говорил Генрих Альтшуллер.

Скачать работу Кауфмана и Бегетто можно по ссылке.

Tagged: , , ,