Человечество в этом вопросе разделилось на три большие группы. Первая считает, что креативность и свобода связаны друг с другом причинно-следственно, и невозможны друг без друга. Их девиз — thinking outside the box. Освободись от оков шаблонного мышления, разорви шаблоны и твори. Хорошая позиция, я на 50% отношусь к этой группе людей.
Вторая считает, что свобода — это тупик. Они говорят, что на запрос «придумайте что-нибудь оригинальное и креативное» сложно ответить, потому что свобода сковывает. Их девиз — thinking inside the box, находи решения в ограничениях, в том числе и нашей пресловутой свободы. Неплохая позиция, на вторые 50% я отношусь к этой группе людей.
И есть третья группа, которая считает, что пошло оно всё в жопу, ваша свобода, ваша креативность, и вообще не трогайте меня. Странная позиция. Не моя.
Что делать
Сначала вспомним о наших договоренностях, а любая договоренность — это осознанное ограничение свободы. Мы договорились воспринимать креативность так.
Это навык видеть новое в уже существующем и делать привычное непривычным, необычным способом.
Чтобы мысль наша не растекалась по экрану, попробуем создать быстрый прототип нашей системы для размышлений. Перечислим основные элементы, но сделаем это по специальному шаблону, назовём его фреймом взаимодействия элементов системы:
креативность — что-то — свобода
Вот мои варианты:
- креативность — человек — свобода
- креативность — воля — свобода
- креативность — разум — свобода
- креативность — социум — свобода
- креативность — действие — свобода
Составьте свой список элементов, и поставьте их внутрь нашего фрейма. А теперь, дискотека!
Смотрим на список, который у вас получился и отвечаем последовательно на вопросы (т.е. используем комбинаторику и ассоциативное мышление):
- как добавленный вами элемент поможет перейти от начала (от креативности) фрейма к концу (к свободе)?
- как добавленный вами элемент поможет перейти от конца (от свободы) фрейма к началу (к креативности)?
- какие свойства добавленного элемента усиливают первую часть фрейма (креативность)?
- какие свойства добавленного элемента усиливают вторую часть фрейма (свободу)?
- поставьте вместо своего элемента в центр фрейма его антоним, что изменится?
На этом можно было бы закончить нашу пятиминутку мышления, но тут подоспел интересный факт.
Еще в I в. до н.э. римский ритор Квинтиллиан определил семь ключевых вопросов, ответ на которые дают полную информацию о событии: кто? – что? – где? – чем? – зачем? – как? – когда?
Вместо рефлексии
Пост из моего блога — Манифест креативности
Статьи из Википедии: Свобода творчества, Когнитивная свобода, Свобода слова, Сводоба воли, Свобода совести, Морфологическая свобода (свобода тела), Политическая свобода, Свобода информации.
Будьте свободны душой, мыслями, действиями.
Креативность любит вас.