Продолжаю писать размышления про креативность по вашему списку рекомендаций. Сегодня интересная и серьёзная тема — креативность и дети, писать о которой можно бесконечно.
Мы договорились с вами использовать креативность в таком определении — это навык видеть новое в уже существующем и делать привычное непривычным способом. Ну а про детей вам ничего объяснять не надо — это такие маленькие люди, которые требуют постоянного внимания с нашей стороны.
Как развивать
Хочу вас сейчас спровоцировать и скажу вот что — лет до 10-11 не надо развивать у детей креативность, они ещё не готовы к восприятию сложных и абстрактных концепций. Просто играйте с ними, фантазируйте и показывайте примеры связей между разными предметами в мире, объясняя причины и следствия. Этого достаточно.
Как вариант, пройдите мой короткий творческий марафон для детей 4-7 лет. На практике оказалось, что задания подходят для возраста 6-9 лет. Марафон наполнен простыми игровыми заданиями и поможет вам интересно провести время со своими детьми думая и фантазируя.
Ещё можно прочитать книгу Ларисы Субботиной «Как играть с ребёнком». Там приведены примеры игр для детей разных возрастов, есть очень занимательные.
Эти советы хороши, если вы готовы проводить время с детьми. Что же делать, если вы не готовы? Не давать же им в руки планшет или смартфон, чтобы они случайно нашли в интернете порнхаб, или ещё чего похуже?! Конечно нет! И здесь нам (взрослым) пригодится наша креативность.
Что поможет
Сформулируйте задачу примерно так «я хочу, чтобы мои дети развивались, но не готов проводить с ними время, поэтому я…» и запишите 30-40 вариантов ответов.
Среди них, скорее всего, будут самые очевидные. Но наша задача выписать именно их. А затем примените SCAMPER, чтобы найти совершенно неочевидные варианты решений. Про скампер можно ещё вот здесь почитать.
Чтобы этим инструментом было удобнее пользоваться, я предложу вам проработать следующие элементы нашей системы: ребенок, окружение, родитель, игра.
Задам вам вектор поиска решений по скамперу: например, вы выбрали «заменить» — задавайте себе контрольные вопросы по каждому из элементов системы — «на кого-то можно заменить родителя», «что можно заменить в поведении родителя» или «как заменить потребность ребенка», или «чем можно заменить привычную игру»? Даже такие простые вопросы наведут вас на необычные идеи и очень интересные решения.
Если дети постарше
С более взрослыми детьми уже можно играть в развитие креативности, но здесь нас ждёт возможный подвох. Если вы раньше вели себя иначе, а тут вдруг предлагаете ребенку развивать креативность, это будет выглядеть странно.
В таком случае просто подкиньте ему книгу Игоря М. Намаконова для подростков «Креативность. 31 способ заставить мозг работать». Он там всё поймёт, а с помощью интерактивных заданий ещё и с пользой в интернет сходит.
А сами в это время посмотрите одно из самых популярных выступлений сэра Кена Робинсона на TED (69 млн. просмотров), он говорит о том, как школа убивает в наших детях креативность. Отлично дополняет это выступление его книга «Школа будущего».
Я однажды думал, как можно помочь школе быть не столь скучной и опубликовал пост на Меле. У него уже 30k+ просмотров. Тоже рекомендую.
Беспроигрышные варианты для всех
Если подумать совсем абстрактно и поискать слова объединяющие креативность и детей, то легко выйдем на такое облако: воображение, фантазия, легкость, гибкость, интерес, игра, радость, смех, удивление, чувства и т.п. Можете сами продолжить поиск и расширить облако.
И в креативности и в детях есть много общего. Они как бы созданы друг для друга. А цитируя Урсулу Ле Гуин «Взрослый творческий человек — это ребенок, который выжил», хочу сказать, что креативность и все люди созданы друг для друга. Остаётся только выжить.
И в этом нам помогут игры! Я очень люблю и рекомендую Lego Education и Lego Dots. Кстати, про последние вот здесь хороший спецпроект был. А для взрослых и серьёзных детей у лего есть Lego Serious Play — методология группового решения проблем и задач.
Рефлексия
Креативность и дети — две стороны одной медали. Лучший способ развивать креативность — играть. Играть с детьми увлекательно. А если нет времени, используйте креативность и найдите решение.