Переверните с ног на голову. Этот совет, как ни странно, часто помогает разрубить Гордиев узел сложных проблем. Сегодня хочу рассказать вам про различные грани переворачиваний, перевёртываний, перевёртышей. Но, перед погружением в перевёрнутый мир, извольте посмотреть перевёрнутый мир другого человека…
Этот метод — изобретение человеческой натуры, вечно находящейся в пути познания и исследования. Очень хорошо его базовые принципы описаны у Корнея Чуковского в книге «От 2 до 5». Да, она про детей, но ведь мы с вами и есть дети?!
«Распространённейшим методом детских умственных игр является обратная координация вещей: наделение предмета (а) функциями предмета (б) и наоборот. Основа метода — механическое перемещение двух элементарных понятий.»
Классификация по Корнею
Корней проанализировал целый пласт народного творчества разных стран и выделил несколько типов перевёртышей:
- большого и малого: Муха, утопление которой описано как мировая катастрофа.
- холодного и горячего: Знойным летом дети скользят на коньках по льду.
- съедобного и несъедобного: Пил-ел лапти, глотал башмаки.
- предмета и человека: Мужик подпоясан топорищем.
- явления природы: Море горит. В поле бежит корабль. В лесу растет рыба.
- телесных недостатков: Слепые видят. Немые кричат. Глухие подслушивают.
- действующих лиц: Ворота лают из-под собаки.
Другие классификации
- в пространстве: С ног на голову.
- во времени: Назад в будущее.
- инверсия
- логические парадоксы использования понятий с нечётким объёмом: Яйцо или курица, что появилось раньше?
Примеры в жизни
Чтобы начать использовать метод для решения своих задач, не достаточно ознакомиться с классификацией, нужно обязательно «потрогать это». Для разогрева предлагаю несколько примеров.
- Палиндромы. Это классика перевёртышей. Т.е. это можно даже назвать анти-перевёртышами, так как смысл написанного не меняется при изменении направления чтения!
- «Картины-перевёртыши» — изображения, при повороте которых на 180° или 90° изображенное воспринимается как новый осмысленный сюжет, часто не связанный с основным.
- Оборотень (перевёртыш) — мифологическое существо (а кто его знает?), ключевой способностью которого является оборачивание человеком или животным. Чаще встречается оборотень немифологического происхождения, ключевой способностью которого является оборачивание кретином или подонком.
- «Перевёртыши» — интеллектуально-развлекательная игра, развивающая эрудицию и кругозор. До начала игры участники составляют «перевёртыши» пословиц, названий книг, фильмов, телепередач, известных цитат, строчек из стихов и песен, и пр. Участники должны расшифровать перевертыши, с помощью подбора антонимов. Примеры: Синяя бейсболка → Красная Шапочка. Кубик → Колобок. Континент нищеты → Остров сокровищ.
Как использовать?
- Сформулируйте и запишите свою задачу.
- Задайте себе вопрос: Можно ли это перевернуть? Примените к этому вопросу по очереди все классификации, которые только сможете (например те, которые я перечислил выше).
- Запишите каждую перевёрнутую задачу, как бы она абсурдно не звучала.
- Попытайтесь её решить, запишите ответы.
- В одной или нескольких перевёрнутых формулировках вы найдёте отличное решение.
Кого взять с собой?
- Корнея Чуковского не получится
- Оборотня можно, но где же вы его найдёте?!
- …
Не моя история
Джордж М. Стрэттон в 1897 году впервые исследовал эффекты, возникающие при длительном ношении очков, перевёртывающих зрительный мир. Эти исследования проводились в Калифорнийском университете, в основанной им психологической лаборатории. Он сам носил очки в течение восьми дней на одном правом глазу, левый был закрыт непрозрачным стеклом.
Стрэттон описал сильную мгновенную дезориентацию при надевании очков. Координация между зрением и движением была совершенно нарушена. Он ошибался в направлении, пытаясь взять зрительно воспринимаемый объект, и слышал звуки, идущие со стороны, противоположной зрительно воспринимаемому источнику.
Примерно после трех дней дезориентация уменьшилась, и к концу восьмого дня образовались новые зрительно-моторные координации. С течением времени он всё меньше осознавал, что зрительный мир перевёрнут. После снятия очков адаптация снова расстраивалась, так что снова наблюдалась некоторая степень нарушения ориентировки в прежней, но теперь казавшейся не совсем нормальной обстановке. К счастью, этот эффект быстро прошел.
Какие выводы можно сделать из этого эксперимента? Во-первых, вовсе не обязательно знать о пространственных искажениях для того, чтобы адаптироваться к ним; во-вторых, такая адаптация требует самостоятельной моторной активности.
Stratton G. M. 1897. Vision Without Inversion of the Retinal image. «Psychol. Rev.», 4, 341—360.
Что бы ещё перевернуть?
Угадаете, в какой стране используют такую карту мира?
Как обычно, в этом блоке я прошу своих читателей прислать мне на почту что-то. Сегодня прошу прислать свой любимый «перевёртыш».
Три «перевёртыша»
- «Перевёртыши» (Palindromes, 2004) — фильм Тодда Солондза.
- «Перевёртыши» — армянский комедийный телесериал выпускаемый с 2005 года.
- «Перевёртыши» (Changelings and Other Metamorphic Tales, 2009) — сборник рассказов Брайана Стэблфорда.
p.s.: тут, как ни крути, надо бы и перевернуть страницу истории, но у меня появился блок назойливой рекламы в блоге. Блок в блоге, блог в блоке. Теперь я буду весь 2016 год рекламировать чудесный проект «Эффективные мозговые штурмы». Знаете, почему?
p.p.s.: Мы все к двадцатилетнему возрасту были бы великими химиками, математиками, ботаниками, зоологами, если бы это жгучее любопытство ко всему окружающему не ослабевало в нас по мере накопления первоначальных, необходимейших для нашего существования знаний. К.Чуковский.
p.p.p.s.: Пожалуйста, не ослабевайте!