06.02.2016 vetas

Метод №25: перевёрнутый мир

Переверните с ног на голову. Этот совет, как ни странно, часто помогает разрубить Гордиев узел сложных проблем. Сегодня хочу рассказать вам про различные грани переворачиваний, перевёртываний, перевёртышей. Но, перед погружением в перевёрнутый мир, извольте посмотреть перевёрнутый мир другого человека…

Этот метод — изобретение человеческой натуры, вечно находящейся в пути познания и исследования. Очень хорошо его базовые принципы описаны у Корнея Чуковского в книге «От 2 до 5». Да, она про детей, но ведь мы с вами и есть дети?!

«Распространённейшим методом детских умственных игр является обратная координация вещей: наделение предмета (а) функциями предмета (б) и наоборот. Основа метода — механическое перемещение двух элементарных понятий.»

Классификация по Корнею

Корней проанализировал целый пласт народного творчества разных стран и выделил несколько типов перевёртышей:

  • большого и малого: Муха, утопление которой описано как мировая катастрофа.
  • холодного и горячего: Знойным летом дети скользят на коньках по льду.
  • съедобного и несъедобного: Пил-ел лапти, глотал башмаки.
  • предмета и человека: Мужик подпоясан топорищем.
  • явления природы: Море горит. В поле бежит корабль. В лесу растет рыба.
  • телесных недостатков: Слепые видят. Немые кричат. Глухие подслушивают.
  • действующих лиц: Ворота лают из-под собаки.

Другие классификации

  • в пространстве: С ног на голову.
  • во времени: Назад в будущее.
  • инверсия
  • логические парадоксы использования понятий с нечётким объёмом: Яйцо или курица, что появилось раньше?

Примеры в жизни

Чтобы начать использовать метод для решения своих задач, не достаточно ознакомиться с классификацией, нужно обязательно «потрогать это». Для разогрева предлагаю несколько примеров.

  1. Палиндромы. Это классика перевёртышей. Т.е. это можно даже назвать анти-перевёртышами, так как смысл написанного не меняется при изменении направления чтения!
  2. «Картины-перевёртыши» — изображения, при повороте которых на 180° или 90° изображенное воспринимается как новый осмысленный сюжет, часто не связанный с основным.
  3. Оборотень (перевёртыш) — мифологическое существо (а кто его знает?), ключевой способностью которого является оборачивание человеком или животным. Чаще встречается оборотень немифологического происхождения, ключевой способностью которого является оборачивание кретином или подонком.
  4. «Перевёртыши» — интеллектуально-развлекательная игра, развивающая эрудицию и кругозор. До начала игры участники составляют «перевёртыши» пословиц, названий книг, фильмов, телепередач, известных цитат, строчек из стихов и песен, и пр. Участники должны расшифровать перевертыши, с помощью подбора антонимов. Примеры: Синяя бейсболка → Красная Шапочка. Кубик → Колобок. Континент нищеты → Остров сокровищ.

Как использовать?

  1. Сформулируйте и запишите свою задачу.
  2. Задайте себе вопрос: Можно ли это перевернуть? Примените к этому вопросу по очереди все классификации, которые только сможете (например те, которые я перечислил выше).
  3. Запишите каждую перевёрнутую задачу, как бы она абсурдно не звучала.
  4. Попытайтесь её решить, запишите ответы.
  5. В одной или нескольких перевёрнутых формулировках вы найдёте отличное решение.

Кого взять с собой?

  1. Корнея Чуковского не получится
  2. Оборотня можно, но где же вы его найдёте?!

Не моя история

Джордж М. Стрэттон в 1897 году впервые исследовал эффекты, возникающие при длительном ношении очков, перевёртывающих зрительный мир. Эти исследования проводились в Калифорнийском университете, в основанной им психологической лаборатории. Он сам носил очки в течение восьми дней на одном правом глазу, левый был закрыт непрозрачным стеклом.

Стрэттон описал сильную мгновенную дезориентацию при надевании очков. Координация между зрением и движением была совершенно нарушена. Он ошибался в направлении, пытаясь взять зрительно воспринимаемый объект, и слышал звуки, идущие со стороны, противоположной зрительно воспринимаемому источнику.

Примерно после трех дней дезориентация уменьшилась, и к концу восьмого дня образовались новые зрительно-моторные координации. С течением времени он всё меньше осознавал, что зрительный мир перевёрнут. После снятия очков адаптация снова расстраивалась, так что снова наблюдалась некоторая степень нарушения ориентировки в прежней, но теперь казавшейся не совсем нормальной обстановке. К счастью, этот эффект быстро прошел.

Какие выводы можно сделать из этого эксперимента? Во-первых, вовсе не обязательно знать о пространственных искажениях для того, чтобы адаптироваться к ним; во-вторых, такая адаптация требует самостоятельной моторной активности.

Stratton G. M. 1897. Vision Without Inversion of the Retinal image. «Psychol. Rev.», 4, 341—360.

Что бы ещё перевернуть?

reversedmap

Угадаете, в какой стране используют такую карту мира?

Как обычно, в этом блоке я прошу своих читателей прислать мне на почту что-то. Сегодня прошу прислать свой любимый «перевёртыш».

Три «перевёртыша»

p.s.: тут, как ни крути, надо бы и перевернуть страницу истории, но у меня появился блок назойливой рекламы в блоге. Блок в блоге, блог в блоке. Теперь я буду весь 2016 год рекламировать чудесный проект «Эффективные мозговые штурмы». Знаете, почему?

p.p.s.: Мы все к двадцатилетнему возрасту были бы великими химиками, математиками, ботаниками, зоологами, если бы это жгучее любопытство ко всему окружающему не ослабевало в нас по мере накопления первоначальных, необходимейших для нашего существования знаний. К.Чуковский.

p.p.p.s.: Пожалуйста, не ослабевайте!

Tagged: , , , , , ,