22.02.2015 vetas

Метод №7: шляпа

Давайте поговорим о креативе в fashion-индустрии и наоборот. Каждому креативному человеку нужны вещи, как минимум — шляпа (а не трусы, как вы возможно подумали). А лучше, когда шляп 6, 7 или 8. Смотрим клип, проникаемся, читаем и действуем.

HATS! from Jose Cota Jr. on Vimeo.

Креативный мир с шляпами связывает очень многое. Это и головной убор креативщика, и хранилище магических предметов, и червоточина, если надо сгонять туда-обратно, и много ещё чего. Вспомните хотя бы кролика, которого фокусник достаёт из своего цилиндра — уверен, вы никогда не думали, что цилиндр — это постоянный домик кролика… и голубя?!

Сегодня хочу рассказать про метод шести творческих шляп Эдварда де Боно, но подумал, что тему шляп расширю двумя ранее неизвестными, де Бонусными. Их можно рассматривать как обособленные методы развития креативности, а можно и в составе метода де Боно.

Поехали?

Введение

Эдвард де Боно предложил использовать разделение процесса мышления на 6 ролей: учёный-аналитик, художник, оптимист, критик, креативщик, руководитель. Решение в методе рождается в столкновении мнений, в дискуссии и здравой полемике.

Белая шляпа учёного-аналитика — режим фокусировки внимания на всей информации: – которой мы обладаем: факты и цифры; – которой у нас нет: где и как её раздобыть.

Красная шляпа художника — режим эмоций, чувств и интуиции. Высказывает все интуитивные догадки, делится эмоциями. Важно быть честным с собой и другими шляпами.

Желтая шляпа оптимиста — режим позитива. Думает только над преимуществами, выгодами и перспективами идеи, какой бы «никакой» она не казалась. Важно выявить все скрытые положительные возможности.

Черная шляпа критика — только критика, только хардкор: максимальная осторожность, кругом риски и тайные угрозы, везде подводные камни. В этой шляпе родился параноидальный пессимист.

Зеленая шляпа креативщика — режим творчества и креативности. Генерируйте новые идеи, модифицируйте старые, воруйте и улучшайте чужие наработки, не брезгуйте абсурдом и провокациями, ищите альтернативы.

Синяя шляпа руководителя — в руках только процесс: модерируйте, формулируйте цели и аудитории, определяйте KPIs, выявляйте «боли», ведите документацию, подводите итоги, делайте выводы, управляйте проектом.

Правила и как это работает

Самый главный — модератор, он же — синяя шляпа. Рассказывает про метод, знакомит с задачей, не допускает, чтобы участники скатывались в треш-шапито или булщит-бинго. Записывает всё сказанное, суммирует полученные результаты, подводит итоги.

Например, вы арт-директор «ММАМ», на вас синяя шляпа, вы ставите задачу: «Через дорогу от нас открылся конкурирующий музей современного искусства «ППАП», на открытие они привезли все работы Дамьена Хёрста и его самого голого в стеклянном кубе, поставили на входе, сделали бесплатный вход по вторникам и четвергам с 8 до 9 часов утра… Что же нам теперь делать?!».

Есть два варианта этого метода:

1. последовательный (все участники надевают шляпу одного цвета и по очереди высказываются, затем цвет шляпы меняется);
2. параллельный (каждый участник надевает случайную шляпу, или шляпу — противоположную своему темпераменту, и проблема запускается в обсуждение со всеми ролями).

В последовательном варианте порядок примерки шляп не играет особой роли, однако, есть логичные последовательности, а есть абсурдные. Я — за логику:

порядок выбора шляп де Боно в процессе решения задач

В параллельном варианте лучше распределять шляпы таким образом, чтобы они НЕ соответствовали типажу человека. Чёрную отдайте оптимисту, жёлтую — критику, красную — тихоне, а потом всем по-очереди, зелёную ни за что НЕ отдавайте вашему креативщику! Миксуйте, но не взбалтывайте. Такой подход откроет новые возможности.

Инструменты, обстановка

  • Шесть шляп (можно и больше, см. «альтернативы»)
  • Тихая комната с маркерной доской, печеньками и чаем
  • Время, достаточное для проведения одной сессии (2 часа минимум)
  • Выключенные телефоны
  • Хорошее настроение, даже если задача про «всё плохо, срочно надо что-то делать!»

Кого пригласить с собой?

Как минимум ещё 5 человек, таких же модников, как и вы.

Плюсы

  • Делает умственную деятельность красочной и интересной
  • Разносторонний! Уделяет внимание всем аспектам: факты, эмоции, генерация свежих идей, критика
  • Возможность прийти к согласию с собеседником
  • Вовлечение разных темпераментов без дискомфорта, говорит от имени цветной шляпы
  • Концентрация мышления
  • В итоге — неординарные и инновационные мысли и идеи

Минусы

  • Главный минус — сложность технологии, для освоения необходимо время. С первого раза можно и не получить удивительных результатов
  • Внедрение на предприятии проблематично, большинство отечественных предприятий не готовы внедрять коллективные методики, требующие личной вовлеченности
  • Серьезность восприятия непосредственно коллективом. Зачастую этот метод считают «детским», отказываясь примерять цветные шляпы. «Ну не клоун я!».

крутится кепка как мысли в твоей голове

Ещё две шляпы и одна игра

Седьмая шляпа, прозрачная — человека-скотч для параллельного режима. Должен выбрать одного человека, который будет молчать в ходе одного цикла обсуждения, как будто у него заклеен скотчем рот. Зачем это нужно? Человек, речь которого заблокировали на один цикл может высказываться альтернативно: в танце, в пантомиме, рисунком, телепатически — это наводит на новые мысли.

Восьмая шляпа, самобранка — это не режим, а реквизит. Накануне креативной сессии, участники получают задание принести от 3 до 5 небольших предметов из дома, гаража, дачи, магазина. Предметы передаются модератору до начала сессии. Он складывает их в непрозрачную ёмкость с широким горлом, например в шляпу. Каждый цикл обсуждения модератор вправе вытащить один случайный предмет и передать его любому участнику. Получивший предмет должен начать/продолжить свою речь с названия этого предмета и способа его использования при решении обсуждаемой задачи.

Игра «Шляпа» — просто весёлая командная игра

У вас есть сложная задача? Решите её этим методом и сообщите мне о результатах на почту. Спасибо!

Что почитать?

Tagged: , , , , ,