fbpx
22.06.2018 vetas

Метод 50: vu ja de

Очень долго выбирал из своего списка методов и инструментов тот, который станет серьёзной вехой моего блога — пятидесятым номером. Это экватор, я планировал добраться до него в конце 2015 года, а добрался в середине 2018. Это доказало, что я попался на эффект сверхуверенности. И это очень здорово, что могу себе позволить угодить в ловушку, а потом признаться себе в этом. И вам очередная возможность учиться на чужих ошибках.

Итак. Метод 50 я взял из книги «Охота за идеями. Как оторваться от конкурентов, нарушая все правила» Роберта Саттона. Называется он Vu ja de — это новый взгляд на старое, перевёртыш от Deja Vu (уже виденного). Идея в том, что надо посмотреть новыми глазами на старые практики.

Давайте сначала послушаем классный одноимённый джаз, а потом дочитаем про Ву жа дэ и применим его на своих проектах.

Что это?

Если дежавю – это ощущение, что в прошлом это уже с вами происходило, хотя вы сталкиваетесь с этим впервые, то vu ja de – требует от вас почувствовать или действовать так, словно вы делаете это впервые, хотя делали это уже сотни раз. Да, это подвид более частого метода — «Точка зрения».

Какие есть особенности?

— Это очень сложно и требует недюжей смелости.
— Нельзя использовать vu ja de, если вам угрожает опасность. В книге Саттона описан случай, когда 19 пожарных попали в новую для них ситуацию, растерялись и все погибли. А надо было просто бороться с огнём. Конечно они не использовали vu ja de намеренно, но это показательный пример, как его нельзя использовать.

А как использовать?

  1. Определите и запишите на листе сверху вашу задачу.
  2. Разделите лист на две колонки, в левой напишите в столбик 3-5 профессий, не связанных с вашей деятельностью и задачей напрямую.
  3. Напротив каждой профессии, в правом столбике, напишите, как вашу задачу видит типичный представитель этой профессии, что он думает об этом, с чем подобным он мог сталкиваться в своей практике.
  4. Как закончите, посмотрите на самые неожиданные точки зрения.

Красивый пример

Этторе Соттсасс – один из самых выдающихся и плодовитых итальянских дизайнеров. В 1980 г. Соттсасс и несколько его молодых коллег основали фирму Sottsass Associates, творческим кредо которой стал радикальный подход к проектированию всего на свете. Они жгли не по-детски. Всё, что окружает нас в повседневной жизни, должно вызывать нереальные и яркие эмоции. Они считали (кажется, совершенно верная мысль), что сильная реакция, даже негативная, намного лучше, чем безразличие.

И вот.

Valentine — знаменитая модель портативной пишущей машинки, спроектированной еще в 1969 г. для компании Olivetti. В те времена Valentine произвела сенсацию и имела большой коммерческий успех – прежде никто не видывал, чтобы пишущая машинка была насыщенного красного, словно губная помада, цвета.

upd.: Отличный лонгрид про Этторе Соттсасса на Рэдимаге, прислал Родион.

Вывод

Кажется, что vu ja de — это просто, надо постоянно менять точку зрения и восприятие. Но это сложно. Вы должны будете думать о вещах, которые принято считать негативными, как о чем-то позитивном, и наоборот. От вас может даже потребоваться поменять местами причину и следствие, главное и второстепенное.

Почитать, послушать, попробовать

  • Книгу уже рекомендовал
  • Музыку послушали
  • А теперь идея…

Сходите в ресторан Дежавю (достаточно будет сходить на сайт), а потом откройте свой ресторан Вужадэ и сделайте всё наоборот. У вас не может не получиться полноценный и прибыльный бизнес.

Tagged: , , ,