fbpx
22.06.2017 vetas

Метод №39: аквариум активного слушания

Когда вы последний раз наблюдали за рыбками в круглом аквариуме? Говорят, что они там медленно сходят с ума. Я этого не знаю, не помню когда был рыбкой. Давайте лучше попробую рассказать, как ей стать и сделать это с пользой?

За основу я взял игровую механику «аквариум» Сэма Кенера и основные элементы метода активного (эмпатического) слушания, введенного в нашу культуру психологом Юлией Гиппенрейтер.

Посмотрите для разминки мультфильм. Там есть и рыбка и круглый аквариум, и главный герой, и можно многое «услышать»…

Что понадобится:

  • Аквариум,
  • команда от 12 человек,
  • 1 ведущий,
  • 90-120 минут,
  • листы, стикеры, маркеры, ручки,
  • свободное помещение,
  • стулья по количеству участников,
  • запас концентрированной эмпатии,
  • и проблема, которую вы хотите решить.

Суть

При групповом обсуждении вопросов и сложных задач, главным является умение слушать и наблюдать без немедленной реакции. Используя технику эмпатического слушания можно точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, через активное выражение собственных переживаний и соображений.

Как это работает?

1. Выбрать тему и сформулировать связанные с ней вопросы.
2. Найти большое помещение, освободить его, оставить только стулья.
3. Расставить стулья двумя окружностями, малого и большого радиусов, один в другом. Во внутреннем круге будут «рыбки», во внешнем «наблюдатели».
4. Разбить участников на команды «рыбки» и «наблюдатели». Рассадить по местам.
5. Раздать листки и ручки только «наблюдателям».
6. Объявить тему и дать «рыбкам» 20 минут на обсуждение. Обязательно модерировать обсуждение задавая заранее подготовленные вопросы. «Рыбки» обсуждают тему, а «наблюдатели» внимательно слушают и записывают интересные и важные на их взгляд идеи, инсайты, тезисы и их обоснования, а также формулируют свои вопросы к участникам.
7. Через 20 минут участники меняются местами. Всё повторяется.
8. После завершения второго заплыва, участники 15-20 минут рефлексируют относительно своего опыта в роли «рыбок» и «наблюдателей». Важно обратить внимание на умение молча концентрироваться на происходящем.
9. В завершении, все участники садятся в один общий круг и, используя приёмы активного слушания по очереди формулируют своё решение изначальной задачи, и отвечают на вопросы. На каждого участника не более 5 минут.

Все идеи и смелые мысли нужно записывать! Можете снимать видео, потом можно вернуться и детально разобрать интересное. Но это уже следующий уровень — «рыбки в аквариуме смотрят запись рыбок в аквариуме».

Не находясь в чужой шкуре не суди о её качестве.

Приёмы эмпатического слушания (для п.9)

1. Пауза • Даёт собеседнику возможность подумать, а слушателю возможность отстраниться (от своих мыслей, первичных оценок, чувств) и сосредоточиться на собеседнике.
2. Уточнение • Обычно мы много додумываем за собеседниками, так делать не нужно. Попросите уточнить или разъяснить то, что вы не поняли.
3. Пересказ • Кратко и своими словами повторите изложенное собеседником только что. В результате, вы можете услышать, что «вы неправильно его поняли», либо получите подтверждение слов собеседника.
4. Повтор, эхо • Повторите слово в слово, дав понять, что вы очень внимательны к сказанному.
5. Развитие мысли • Попытайтесь продолжить основной ход мысли собеседника.
6. Сообщение о восприятии • Можете сообщить собеседнику своё впечатление от сказанного. Например, «Эта тема очень важна для вас».
7. Сообщение о восприятии себя • Сообщите собеседнику об изменениях в вашего состоянии в результате слушания. Например, «Мне очень приятно это слышать».
8. Замечания о ходе беседы • Попробуйте осмыслить беседу в целом. Например, «Похоже, мы всё поняли и решили эту грёбаную проблему».

Всё.

Tagged: , , , , ,