17.11.2014 vetas

Метод №3: брейнрайтинг, 635

Сегодня предлагаю познакомиться с одним из самых интересных методов группового решения задач и развития креативности — методом «6-3-5», или «брейнрайтингом», что в буквальном смысле означает «мозговое писание».

Метод был предложен Берндом Рорбахом аж в 1968 году и с того времени практически не менялся. Кстати, он очень прост в использовании, как прогулки, и даёт потрясающие результаты, как магия.

Брейнрайтинг, метод 6-3-5

Brainwriting — подвид мозгового штурма, и отличается от последнего тем, что «мозговое писание» происходит молча. Метод состоит из двух фаз: в первой — генерация идей, во второй — оценка и отбор.

Как это работает?

как работает брейнрайтинг?

Первый этап

Вы собираете группу из шести человек, каждый из которых в течение пяти минут записывает по три идеи, предложения или гипотезы по поводу решаемой задачи. Идеи заносятся в специальных бланках в первую колонку и через пять минут бланки передаются по кругу. И так, пока не пройдёт полный круг.

Второй этап

Происходит обсуждение и оценка идей, выбор наиболее интересных. Не все идеи будут «вау», но вы обязательно найдёте то, с чем можно работать дальше. На этом этапе ограничений нет, каждый получает свой лист и пытается выбрать из предложенного — наилучшее.

Итог

С помощью метода 6-3-5 за 30 минут можно получить до 108 новых идей. Круто же?!

Альтернативы

Метод гибок, и можно:

  • регулировать время на один круг
  • определить дозволенные техники (только рисунок, фрирайтинг, стихи…)
  • изменять количество участников от 4 до 8
  • «штурмить» удалённо! Google идеально подходит для этой задачи. Вот тут файл с 6 листами, на каждом листе указан номер участника, в каждом листе участник заполняет первую колонку, потом заходит в соседний лист и заполняет колонку со своим номером. Всё предельно ясно. Скопируйте себе и пользуйтесь.

Где заняться?

Желательно найти такое место, где вам будет удобно и комфортно провести 1-2 часа (в зависимости от состава участников). Переговорка компании — не всегда идеальное место. В переговорке вы «находитесь на работе» и не всегда сможете раскрепоститься и полностью уйти в писание. Я рекомендую для брейнрайтинга выходить за пределы офиса, например в уютное тихое кафе, где за чашкой травяного чая вы сможете погрузиться в глубины своего сознания.

Кого пригласить?

Состав участников — свободный. Я знаю сторонников привлечения к решению задач людей из смежных специальностей, а в некоторых случаях — из совершенно не связанных между собой областей. Например, привлеченные к решению бизнес-задач нефтеперерабатывающего завода клининг-менеджер и торседорос дадут вам незабываемый набор идей.

Однако, чаще всего вы ограничены кругом своих коллег, и пригласить ведущего детских телевизионных передач или нейрохирурга у вас вряд ли получится. Пригласите своих коллег, сделайте акцент на тех, кого вы вообще не знаете — они уникальны…

О плохом

Много повторов и откровенно пустых мыслей. При заполнении от руки сложно разобрать чужой почерк, часто приходится просить автора идеи (у вас получилось пригласить нейрохирурга?!) расшифровать свой почерк.

О хорошем

Метод прекрасен! Легко начать работу и получить результат. Не требует специально обученного ведущего. У каждой идеи есть автор. Удобно модерировать и отбирать лучшие идеи — достаточно обвести маркером. И самое бесценное — процесс протекает практически в абсолютной тишине. Молчаливый мозговой штурм.

У вас есть сложная задача? Решите её этим методом и сообщите мне о результатах на почту. Спасибо!

Что почитать?

Cоветую книгу Андрея Черкасенко — Хайку&Хокку. Уверен, она поможет вам продуктивно провести сеанс брейнрайтинга. Ну, а если не поможет, то вы просто полистаете очень интересную книгу.

От автора

«У нас было две пачки чистых листов А4, маркерная доска, три коробки красных маркеров, упаковка пластилина, две деревянные и одна лазерная указка, уравнение Пуанкарре и много вопросов ко Вселенной и всему такому…»

А если серьёзно, я использовал этот метод всего два раза. В первый раз для решения задачи горнодобывающего холдинга, второй — для интернет-магазина интимных товаров. Результаты ошеломили.

Tagged: , , , , , ,